назад

Художник необычного дарования.

дальше
 

  Выставочный зал, что по проспекту Ленина в Гомеле Союза художников Республики Беларусь видел многих мастеров резца и кисти. Но презентация, а затем и длившаяся десять дней выставка работ речицкого художника-керамиста Евгения Шетихина явились своеобразным сюрпризом для культурной общественности областного центра.
   Я являюсь постоянным посетителем выставочного зала, но подобного рода работ ещё не встречал. Это удивительно, оригинально и неповторимо - в один голос утверждают все те, с кем пришлось поговорить об искусстве этого разносторонне одаренного человека - художника, керамиста, поэта, журналиста, историка, философа, бизнесмена.
  Родился Евгений Эдуардович Шетихин в 1960 году в Речице. Его родители юристы, а дед около 30 лет своей жизни отдал Белорусскому театру оперы и балета. Сама обстановка, в которой рос юноша, содействовала его разнообразным увлечениям - историей и культурой древнего мира, поэзией, изобразительным искусством. Он пишет стихи, но нисколько не стремится сделать их главным делом своей жизни. Поступает на факультет журналистики БГУ и устраивается на работу в речицкую объединённую газету "Дняпровец", но ограничить себя рамками редакционного работника также не в состоянии. Его мятущейся душе нужны свежие, необыденные впечатления, но нужно и время для исследовательского проникновения в тайны былых эпох и культур, для философского осознания всего этого и образного воплощения на полотне и в глине, для творческого самовыражения.
  И потому совсем не случайно Евгений отправляется на Север, идёт в бизнес, чтобы, создав для себя какую-то экономическую базу, всецело отдаваться любимому делу.
Работ у Евгения Шетихина пока что не очень много. Да и как их может быть много у молодого художника, если над некоторыми картинами он работает по три года. Но они впечатляют. Таковы циклы "Время и пространство", "Халдейское царство", "Религия Индокитая", "Религия Среднего Египта", а также отдельные вещи, как "Ночь в городе", "Уличные музыканты", "Разговор о Боге", "Чуть-чуть", "Счастливая семейка", "В гостях у тишины" и т.д.
  Назвать картины Евгения Шетихина полотнами - нельзя. Потому что они объёмны. Полотно здесь само по себе является как бы фоном, декорацией работы. Па переднем же плане настоящая панорама, допустим, жизни египтян, созданная из глины со всем восточным колоритом, духом времени, умением скульптора, с юмором, а подчас и с сарказмом. И настолько привлекательно, настолько реально, зримо и ощутимо, что начинаешь чувствовать будто бы смотришь не на застывшую картину в прекрасном художественном обрамлении, а из окна какого-то древнего замка и стоит лишь сделать несколько шагов, чтобы попасть в другое временное пространство и очутиться в древней цивилизации Египта или Индокитая.
  Некоторые участники презентации и посетители выставки, оценивая её, проводили аналогии с другим речицким художником, к сожалению, рано ушедшим от нас Александром Исачевым, в творчестве которого также значительное место было уделено древнеегипетской культуре и религии в частности. Но то была чистая живопись, прекрасно передающая лики, символику и явления. Здесь же она служит как бы канвой, на которой создаются уголки быта былых времён и народов с образами, подобными на искусство замечательного керамиста из Мозыря, также ушедшего, Николая Пушкаря, создавшего замечательную галерею полешуков. Однако Шетихин ни в коей мере не подражает ни тому, ни другому. Сходство здесь только в тематике, фрагментарности направлений, но творческая манера исполнения у Евгения Шетихина своя, индивидуальная, свободная от всяких догм и условностей.
Долго работает художник над своими вещами. Но и стоять возле них можно также долго, созерцая не только общий вид картины, но и последовательно изучая всю панораму изображённого. Сюжеты здесь многосложные и их нельзя вычитать в какой-то книге. Они навеяны широким знанием давно ушедшей эпохи, её осмыслением и творческим воображением художника. А созданы - чуткими и к кисти, и к глине руками человека большой культуры, способными заставить людей удивляться как их трудолюбию, так и плодами содеянного ими. А это редкое сочетание дарования человека и упорства может превратить его увлечение в основную профессию.
 

Петр РАДЕЧКО

Hosted by uCoz